Космический рынок

Новая российская суперракета потревожит рынок космических перевозчиков.

Владимир Федосенко, Игорь Елисеев

Новейшую чудо-ракету «Ангара» можно теперь посмотреть и пощу­пать. Ее только что показали в Рос­сии на военно-технической выстав­ке в Омске...

Новейшую чудо-ракету «Ангара» можно теперь посмотреть и пощу­пать. Ее только что показали в Рос­сии на военно-технической выстав­ке в Омске, а в ближайший поне­дельник «Ангару» увидят за грани­цей. Она — в числе изюминок сало­на в Ле Бурже. Там, правда, покажут не саму ра­кету, а только полноразмерный ма­кет ее самой легкой версии — «Ан­гара 1.1». Термин «легкий» не следу­ет понимать слишком буквально: стартовый вес «единички» около 150 тонн. А самая мощная ракета се­мейства «Ангара» — «Ангара-А5» будет весить более 770 тонн. По словам гендиректора Центра имени Хруничева Владимира Не­стерова, которого с пристрастием «допросил» корреспондент «РГ», первой взлетит именно малышка «Ангара 1.1»: пуск намечен на 2011 год с космодрома Плесецк.

В чем уникальность «Ангары»?
В той или иной степени, но все ны­нешние ракеты создавались в совет­ские времена. «Ангара» входит в ис­торию в качестве первой космичес­кой ракеты, созданной Россией. Со­ответственно, титул ко многому обя­зывает. Во-вторых, нестандартна сама идея, воплощенная в ее конструк­ции: ведь «Ангару» задумали в качес­тве целого семейства носителей. Ос­нова — универсальный ракетный модуль с кислородно-керосиновыми двигателями. По компоновке «Анга­ра» заметно отличается от других но­сителей: в основном корпусе первой и второй ступеней ракеты находятся баки с горючим, а огромные емкости для жидкого кислорода размещены сбоку. Поскольку топливом для «Ан­гары» служит смесь керосина и жид­кого кислорода, носитель получился весьма экологичным и достаточно безопасным. В-третьих, в сравнении с ракета­ми аналогичного класса, у новень­кой самая низкая себестоимость вы­ведения полезной нагрузки. Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкос­тным реактивным двигателем РД-191. Любопытно, но создавать этот супердвижок нам помогал аме­риканский налогоплательщик, прав­да, сам того не зная. Просто изна­чально финансирование проекта ве­лось на деньги, вырученные от про­дажи США 100 имеющихся в нали­чии двигателей предыдущего поко­ления (РД-180). И, наконец, что особенно важно, «Ангара» дает России возможность запускать тяжелые ракеты со своей территории. На языке специалистов это называется независимым досту­пом в космос. Наш северный Пле­сецк станет полноценным космодро­мом, и ничто больше не мешает по­сылать в космос не только тяжелые спутники, но и космонавтов. Хотя, конечно, посылать в космос ракеты легче и экономичнее с кос­модромов, расположенных на эква­торе. 11о, уны, у ттас таких нет. Кстати, об экономии. Запуск абсо­лютно всех носителей многочислен­ного семейства «Ангара»—от самых легких до сверхтяжелых — обеспе­чит всего одна унифицированная пусковая установка.
А как у них
Сегодня более полусотни стран мира имеют космические спутники, но только семь стран умеют их выво­дить на орбиту. Кроме традицион­ных космических держав, в клуб «ор­битальных извозчиков» входят Ки­тай, Япония, Индия и даже Брази­лия. С кем конкретно будет конкури­ровать «Ангара»? Со всеми сразу и, пожалуй, мало с кем конкретно. По­чему со всеми — понятно. Раз но­вые российские ракеты-носители займут практически каждый сег­мент коммерческого «извоза», то и конкурентов ожидается много. Фактически мы поведем наступление за рынки этого вида услуг по всем фронтам. А вот о прямых зарубежных ра­кетах-конкурентах наши эксперты предпочитают говорить осторож­но. Расчеты показывают, что вла­дельцы нашей «Ангары» смогут предложить клиентам более инте­ресные экономически условия вы­вода на орбиту спутников, чем их конкуренты на американских но­сителях «Атлас-5» или европейском «Ариан-5». К тому же «Ангара» может летать не только из архангельской тайги. В совместном российско-казахском проекте «Байтерек» роль ракеты-но­сителя выполняет «Ангара», которая будет стартовать с Байконура, распо­ложенного южнее Плесецка. Соот­ветственно, грузоподъемность и конкурентоспособность ракеты бу­дут еще выше.

 

Казахстан закрывает свой проект

Кстати, последняя новость из Ка­захстана: там намерены закрыть на­циональный проект по созданию авиационного космического ракет­ного комплекса «Ишим», создавае­мый совместно с Московским инсти­тутом теплотехники. Комплекс пред­назначен для запуска малых косми­ческих аппаратов с тяжелого пере­хватчика МиГ-31. Все ресурсы, сэко­номленные на «Ишиме», казахи бро­сают именно на свой вариант «Анга­ры».

Одновременно Астана объявила, что запуск российской ракеты-носи­теля «Протон-М», запланированный на 7 июля, России разрешит провес­ти «в виде исключения» и, по всей видимости, в последний раз. Казахс­тан решил ужесточить экологичес­кие требования к космическим за­пускам и посчитал, что наш «Про­тон» пагубно влияет на экологию ка­захских степей.

 

 

ЦИТАТА
«Российские ученые совместно с коллегами из Европейского космического агентства обсуж­дают возможность совместной экспедиции к Венере. Если нам удастся договориться, то исто­рическая миссия может состо­яться уже в конце следующего десятилетия».
Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый

"Ангара" - первая космическая ракета, полностью созданная в России.

КСТАТИ

В 2008 году новой космической державой станет Южная Корея. На южном побережье этой страны достраивается космодром, откуда, по планам, в 2008 году стартует первая южнокорейская ракета-но­ситель «Korea Space Launch Vehicle». Ракета объявлена националь­ной разработкой, но конструкция первой ступени основана на рос­сийской ракете-носителе «Ангара».

 
< Пред.
“Лаборатория Неразрушающего Контроля”, “ОАО “Спецмашмонтаж”, “Основана в 1956 году” тел. +7 (495) 507-68-37
Copyright 2005—2007 spetzmashmontage.ru
    
ОАО "СПЕЦМАШМОНТАЖ" - ЛИДЕР СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА